Предложения и рекомендации по развитию рынка ценных бумаг Кыргызской Республики, высказанные на встрече проф.участников РЦБ

Предложения и рекомендации по развитию рынка ценных бумаг Кыргызской Республики, высказанные на встрече проф.участников рынка ценных бумаг с председателем Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР Кожошева А.О. 27.05.2020г.  

  1. Относительно реформирования учетной системы ценных бумаг Кыргызской Республики.

Учетная система ценных бумаг Кыргызстана разделена на две независимые друг от друга части. Учет гос.ценных бумаг осуществляет Нацбанк и коммерческие банки, учет корпоративных и муниципальных ценных бумаг ведут независимые частные регистраторы и депозитарии. Разделенная учетная система ценных бумаг не соответствует международным стандартам и препятствует развитию рынка.

В ближайшие годы считаю необходимым привести учетную систему ценных бумаг Кыргызстана в соответствие международным стандартам, прежде всего требованиям стандартов Евразийского экономического союза.

  1. Относительно объединения рынка государственных и корпоративных ценных бумаг.

В настоящее время торговля гос.ценных бумаг осуществляется на торговой площадке Нацбанка. Корпоративные и муниципальные ценные бумаги торгуются на торговой площадке Кыргызской фондовой биржи. Участники этих двух торговых площадок не имеют доступа друг к другу. Первый шаг в целях объединения торговых площадок ценных бумаг со стороны Правительства КР уже сделан, Правительство КР приняло решение о вхождении в капитал Кыргызской фондовой биржи с долей 33%, которую необходимо в ближайшее время полностью оплатить (остаток неоплаченной суммы около 11 млн.сом). 

  1. Работа по улучшению корпоративного управления.

В настоящее время популярность корпоративных акций и облигаций среди населения очень низкая. Главная причина в том, что доходность многих корпоративных акций ниже, чем доходность депозитов коммерческих банков. Это касается в первую очередь акций госкомпаний-монополистов (Энергокомпании, Кыргызтелеком). В этих компаниях даже при наличии прибыли не выплачиваются дивиденды. По этой причине стоимость данных акций остается недооцененной по сравнению с их реальной стоимостью.

Например, рыночная стоимость акций ОАО «Электрические станции» на бирже по состоянию на 01.06.2020 года составляет 0,90 сомов. Тогда как балансовая стоимость одной акции по отчетам компании составляет 56,36 сомов. Ниже приводится рыночная и балансовая стоимость акций госкомпаний.

Наименование компании:Балансовая стоимость активов (2019г.)

(тыс.сом):

Количество выпущенных ценных бумагБалансовая стоимость одной акции (сом)Рыночная стоимость по состоянию на 01.06.2020г.
1.ОАО «Бишкектеплосеть»3 182 595,00965 237 2343,300,95
2.ОАО «Востокэлектро»1 280 128,4965 237 2341,330,10
3.ОАО «Жалалабатэлектро»1 100 543,101 930 474 4680,570,10
4.ОАО «Кыргызнефтегаз»5 910 974,048 405 724122,1157,5
5.ОАО «Кыргызтелеком»3 588 202,0105 402 41034,044,60
6.ОАО «Международный аэропорт «Манас»12 031 681,027 869 044431,72323,41
7.ОАО «Ошэлектро»4 163 655,84965 237 2344,310,10
8.ОАО «Северэлектро»14 161 491,0965 237 23414,670,10
9.ОАО «Чакан ГЭС»976 064,62 747 242355,29
10.ОАО «Электрические станции»54 397 716,7965 237 23456,360,90
11.ОАО «НЭСК»39 739 871,0965 237 23441,170,35

 

Госкомпании практически не проявляют интереса в увеличении рыночной стоимости и капитализации компании. Приказом ФУГИ при ПКР от 24.10.2018г. установлены ключевые показатели оценки эффективности (КПЭ) и финансовой устойчивости госкомпаний. Согласно этого приказа госкомпании при расчете ключевых показателей эффективности, а именно – Рентабельности инвестиций акционеров (TSR) и Рентабельности акционерного капитала (ROE) должны использовать рыночную стоимость акций. На практике используется балансовая стоимость, и ключевые показатели эффективности получаются как бы в норме. Поэтому, считаю необходимым добиваться, чтобы госкомпании при расчете ключевых показателей эффективности использовали рыночную стоимость своих акций.

Для того, чтобы постепенно повысить привлекательность корпоративных акций, необходимо строго выполнять требования Закона КР «Об акционерных обществах» о выделении не менее 25% чистой прибыли для выплаты дивидендов акционерам. Ниже приводятся сведения о выплате дивидендов госкомпаниями за последние 5 лет.

 

№№Наименование ОАОДивиденды (сом на 1 акцию)
 2014г.2015г.2016г.2017г.2018г.
1.Электрические станции
2.НЭСК0,02
3.Северэлектро
4.Ошэлектро0,014
5.Жалалабатэлектро0,0020,02
6.Востокэлектро
7.Бишкектеплосеть0,020,0180,030,003
8.Кыргызтелеком0,030,560,42
9.МАМ7,5212,3314,729,9829,44
10.Кыргызнефтегаз5,634,474,016,0610,63

 

Как видно из таблицы энергокомпании за последние годы перестали выплачивать дивиденды акционерам. Одной из причин такой ситуации можно объяснить отсутствием в энергокомпаниях соответствующей дивидендной политики, направленной для поддержания рыночной стоимости акций и ее ликвидности.

Из-за того, что нет дивидендов и отсутствует ликвидность акций, очень низкая стоимость акций государственных энергокомпаний Кыргызстана. Даже при такой низкой цене инвесторы не покупают вышеуказанные акции, так как не видят перспективу повышения цен на данные акции по причине плохого корпоративного управления. В связи с этим, нам предстоит еще многое сделать, чтобы деньги наших внутренних инвесторов порядка 200 млрд.сомов потекли в сторону корпоративных акций. В первую очередь, именно эмитенты – акционерные общества должны обратить внимание на эти внутренние инвестиции, как на более выгодные и дешевые, чем иностранные инвестиции.

Растущая рыночная стоимость и ликвидность акций в конечном счете будут способствовать привлечению инвестиций через фондовый рынок для удовлетворения потребностей компаний в финансовых ресурсах.

Ликвидность акций является одним из главных требований инвесторов при инвестировании своих средств в акции. Законом «Об акционерных обществах» разрешено в целях поддержания ликвидности выкупать на баланс общества до 10% всех выпущенных акций. Однако, таким правом поддержания ликвидности акций не пользуется ни одна из акционерных госкомпаний Кыргызской Республики.

  1. О независимых членах совета директоров.

В соответствии с Законом «Об акционерных обществах», в совете директоров должен быть так называемый «независимый» член совета директоров, который должен избираться только миноритарными акционерами. Однако, это требование Закона не выполняется, и все члены совета директоров госкомпаний назначаются государством в лице Фонда госимущества.

В соответствии с Законом, роль независимого директора заключается в том, чтобы в совете директоров соблюдался баланс интересов акционеров-миноритариев и мажоритариев. К сожалению, сейчас такой противовес баланса интересов акционеров-мажоритариев и миноритариев в совете директоров госкорпораций не соблюдается. Последствия этого очень печальны, особенно для госкомпаний где часто наблюдаются факты коррупции. Например, при реконструкции Бишкекской ТЭЦ нанесен огромный ущерб ОАО «Электрические станции». Одной из причин этого было невыполнение своих прямых функций совета директоров компании, члены которого проявили безответственность при рассмотрении вопросов реконструкции ТЭЦ. Во время рассмотрения данного вопроса на совете директоров, ни один из членов совета директоров не выступил против такой реконструкции, не проинформировал общественность и акционеров о планирующейся невыгодной реконструкции.

В связи с этим, считаю необходимым проводить конкретную работу по реализации требований Закона о независимых директорах в совете директоров акционерных обществ, особенно в госкомпаниях. При выборе независимого члена совета директоров в госкомпаниях не должны участвовать голоса мажоритарного акционера – Фонда госимущества.

  1. О финансировании через фондовый рынок Национальных проектов КР.

Предлагается начать работу по финансированию одного из Национальных проектов КР через фондовый рынок. Схема финансирования проекта строительства Кара-Кечинской ТЭЦ прилагается к настоящей записке. Успешная реализация проекта по финансированию одного из Национальных проектов через фондовую биржу, откроет нам возможность финансирования других проектов через фондовый рынок, резко повысить капитализацию рынка, увеличить инвестиции в реальный сектор экономики Кыргызской Республики.

  1. Вопросы работы в условиях Ч.П. и Ч.С.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в связи с введением чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации на отдельных территориях Кыргызской Республики, а также в связи с возникновением негативных экономических последствий, в том числе в предпринимательской деятельности, связанных со вспышкой коронавирусной инфекции, в целях уменьшения негативных экономических последствий для профессиональных участников рынка ценных бумаг, предлагаем принять следующие меры:

  • Разрешить брокерам и дилерам удаленную работу с клиентами через интернет с признанием подписи, направленной через электронную почту, до конца периода окончания коронавирусной инфекции. Данная мера направлена для исключения непосредственного контакта брокеров со своими клиентами.
  • Упростить требования по регистрации выпусков и итогов выпуска ценных бумаг от эмитентов ценных бумаг.
  • До 2021 года ввести для профессиональных участников рынка ценных бумаг электронную отчетность перед Госфиннадзором, без предоставления бумажных носителей.